Что происходит с человеком, которому поставили диагноз рак? Благополучно сделана операция, позади химиотерапия, не нужно больше ходить на сеансы лучевой – врачи использовали все доступные им средства, чтобы вернуть пациенту здоровье. Теперь процесс выздоровления зависит от самого человека, от его настроя. Банальные, тысячу раз слышанные и читанные слова, которые от этого не становятся менее важными.
Есть пять этапов принятия горя, которые описаны американским психологом Элизабет Кюблер-Росс, их обычно проходит любой человек, столкнувшийся с тяжелой ситуацией. У каждого может быть своя «скорость прохождения» этих ступеней, свой порядок, глубина переживания, однако они едины для всех. Знать о существовании этих этапов необходимо как пациенту, так и его родственникам. Вкратце рассмотрим каждый из них:
Отрицание. Начальная ступень оцепенения и шока. Отказ верить в то, что произошло, отказ приложить ситуацию к себе. В этот период человек живет в «желаемой» реальности, где все происходит не так, как на самом деле. Хочется, как страус, спрятать голову в песок.
Гнев. Когда отрицание уходит, на поверхность выходят реальные чувства, и самыми сильными в этот период становятся чувства гнева и обиды. «Почему я? За что? Чем я провинился?» Эти вопросы постоянно крутятся в голове и вызывают злость и желание обвинить всех и вся в том, что случилось. Но это эмоции, которые не разрушают, а возвращают человека к действительности, к пониманию произошедшего.
Торг. Здесь превалируют мысли о том, что было бы, если… и целый список предположений, а также предложений судьбе и Богу в обмен на выздоровление. Это снова уход от реальности, попытка уменьшить всепоглощающий страх, который вызвало сообщение о диагнозе.
Депрессия. Самый тяжелый этап, который сложно преодолеть самостоятельно. Паралич воли, нежелание общаться, что-либо делать, полное опустошение. Внутри не остается ничего, кроме пустоты и уныния. Важно суметь не заблудиться в депрессии, чтобы пропало желание жить и бороться, пропала вера в хорошее.
Принятие. Период свободы, период жизни, избавленной от ужаса перед будущим, потому что есть настоящее, есть ощущение себя «здесь и сейчас». Принятие ситуации дарит возможность жить.
Такое деление достаточно условно, потому что разные состояния могут уживаться в человеке одновременно, но все они ведут в направлении принятия. И абсолютно нормально, правильно, естественно испытывать эти эмоции. Их нужно испытывать! Иначе преодолеть боль и страх будет непросто.
Как и в других ситуациях, единодушия здесь нет. Кто-то справляется своими силами и силами родных-друзей-знакомых, кто-то обращается к психологу, кто-то погружается в тяжелую депрессию, считая, что помощь специалиста тут бесполезна. Работа со своими страхами, настроением, мыслями у онкопациентов зачастую напоминает процесс вытаскивания себя самого за волосы из болота, как это сделал барон Мюнхгаузен. Но здесь противоречие с третьим законом Ньютона: никакие внутренние силы не могут сообщить телу движение. А если серьезно, то именно внутренние силы должны и могут придавать движение и создавать точку опоры для людей с онкологическим диагнозом.
Конечно, нет смысла отслеживать очередность прохождения процесса горевания. Сильнейшее эмоциональное потрясение, которое вызывает диагноз рак, в любом случае изменит человека, его отношение к жизни и себе, откроет в нем новые грани. Главное, на этом пути не потерять себя - неповторимого, интересного, любящего жизнь человека!
Марина Звиринская